профессионального самоопределения подростков |
Методики, позволяющие определить профессиональную направленность |
---|
Трудности и ошибки при выборе профессии |
Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им предстоит жить. В связи с этим при профессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределённое время или перекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых. Психологи Ф. Седлак, Х. Бройер, Б. Зовинец выделили 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию: 1 тип - безразличный, меркантильный; 2 тип - нерешительный, фантазирующий; 3 тип - послушный, безответственный; 4 тип - целеустремлённый, уверенный. Как показывают результаты нашего опроса девятиклассников, к 4 типу относится лишь незначительная их часть. Ошибки при выборе профессии: 1. Ориентация подростка сразу на профессию высшей квалификации (учёный, дипломат, директор, управляющий банка и т. д.). 2. Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни. 3. Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей. 4. Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию. 5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии. 6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом. 7. Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями. 8. Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии; 9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребёнка. 10. Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии. Помни! Банкирами Центробанков, руководителями крупнейших предприятий, знаменитыми политиками становятся не сразу после окончания учебного заведения (даже высшего)! Настоящие профессионалы и мастера своего дела проходили долгий и упорный путь к своей цели! Путь к успеху в любом деле устлан трудностями, а не розами! Мыслители древности в своих трудах предостерегали молодёжь от ошибок в выборе жизненного пути. Однако, вместе с тем, они подчёркивали, что юности присущи черты, благодаря которым он способна самостоятельно решать сложные проблемы, касающиеся её будущего. |
Методики, позволяющие определить профессиональную направленность |
---|