Трудности

профессионального самоопределения подростков


Значимость профессионального самоопределения

Трудности и ошибки при выборе профессии

Профессиональная пригодность.

5 шагов к успеху

Родителям о профессиональном выборе подростков

Рынок труда

г. Кстово Нижегородской области


Методики, позволяющие определить профессиональную направленность

Каждому человеку необходимо выбрать ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы кто я? чего я хочу? что я могу?, окажет психодиагностика - одно из самых молодых направлений в психологии.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов. "Тест" по-английски значит "короткая испытание", "проба", их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. В прошлом веке английский учёный Ф. Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить всё, что угодно - от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.

Здесь представлено несколько методик, позволяющих определить профессиональную направленность человека. Они позволяют выявить предпочтительную сферу деятельности по классификации Е. И. Климова.

 

Описание 5 сфер профессиональной деятельности

по классификации Е. И. Климова

 

Тип «Человек-Природа» (П)

Наиболее характерными профессиями данного типа являются: полевод, животновод, агроном, зоотехник, ветеринарный врач, лесоустроитель, геолог, геодезист. Интерес к данному предмету труда определяется следующими склонностями человека: любовь к природе, интерес к биологии, наблюдательность, устойчивость внимания, потребность в двигательной активности и отношением к таким видам учебной деятельности как: лабораторные работы по биологии, работа на пришкольном учебно-опытном участке, в живом уголке, выполнение работы в юннатских кружках, в саду, в огороде, уход за животными.

 

Тип «Человек-Техника» (Т)

Наиболее характерными профессиями данного типа являются: шофёр, слесарь, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог. Интерес к данному предмету труда определяется следующими склонностями человека: интерес к технике, к новым механизмам, способностями по геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду, сенсомоторная координация и его отношение к таким видам учебной деятельности как: лабораторные, практические  работы по физике, химии, электромеханике, работа в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

 

Тип «Человек-Человек» (Ч)

Наиболее характерными профессиями данного типа являются: учитель, продавец, официант, воспитатель, медсестра общего профиля, инженер по научной организации труда, ревизор на транспорте, журналист, следователь. Интерес к данному предмету труда определяется следующими склонностями человека: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские и коммуникативные качества, устойчивость и распределение внимания, тактичность, доброжелательность, справедливость, умение владеть собой и избирательным отношением к таким видам учебной деятельности как: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, поведения окружающих, выполнение работ на уроках обслуживающего труда, выполнение общественно-организаторской работы.

 

Тип «Человек-Знаковая система» (З)

Наиболее характерными профессиями данного типа являются: бухгалтер-ревизор, наборщик, корректор, стенографистка-машинистка, программист-вычислитель, экономист, учёный теоретик, нормировщик, контролёр чертежей. Интерес к данному предмету труда определяется следующими склонностями школьника: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость и концентрация внимания, переключение внимания, кратковременная и долговременная память, склонность к обобщениям, способность к установлению закономерностей, малоподвижной работе (усидчивость), стремление к точности и тщательности в работе и его отношением к таки видам учебной деятельности как: выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, дневников, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений, перевод с одного языка на другой.

 

Тип «Человек-Художественный образ» (Х)

Наиболее характерными профессиями данного типа являются: художник оформитель, композитор, живописец, музыкант-исполнитель, копировщик рисунков, маляр, театральный или литературный критик, антиквар. Интерес к данному предмету труда определяется следующими склонностями: потребность в самовыражении, наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, мышлении, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.д.), повышенная чувствительность при оценке произведений искусства и его отношением к таки видам учебной деятельности как: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в художественной самодеятельности.

 

Методики:

 

1. Изучение склонностей к различным видам человеческой деятельности по опроснику Е. И. Климова (1)

2. Изучение склонностей к различным видам человеческой деятельности по опроснику Е. И. Климова (2)

3. Ориентировочное определение предпочтительности типа будущей специальности на основе самооценки

4. Мотивы выбора профессии

5. Изучение направленности личности (методика В. Смекала-М. Кучера)

6. Методика изучения темперамента

7. Определение типа интелекта

 


Значимость профессионального самоопределения

Трудности и ошибки при выборе профессии

Профессиональная пригодность.

5 шагов к успеху

Родителям о профессиональном выборе подростков

Рынок труда

г. Кстово Нижегородской области


На главную