профессионального самоопределения подростков |
Методики, позволяющие определить профессиональную направленность |
Каждому человеку необходимо выбрать ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы кто я? чего я хочу? что я могу?, окажет психодиагностика - одно из самых молодых направлений в психологии. Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов. "Тест" по-английски значит "короткая испытание", "проба", их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. В прошлом веке английский учёный Ф. Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить всё, что угодно - от профессиональной пригодности работника до степени его искренности. Здесь представлено несколько методик, позволяющих определить профессиональную направленность человека. Они позволяют выявить предпочтительную сферу деятельности по классификации Е. И. Климова.
Описание 5 сфер профессиональной деятельности по классификации Е. И. Климова
Тип «Человек-Природа» (П) Наиболее характерными профессиями данного типа являются: полевод, животновод, агроном, зоотехник, ветеринарный врач, лесоустроитель, геолог, геодезист. Интерес к данному предмету труда определяется следующими склонностями человека: любовь к природе, интерес к биологии, наблюдательность, устойчивость внимания, потребность в двигательной активности и отношением к таким видам учебной деятельности как: лабораторные работы по биологии, работа на пришкольном учебно-опытном участке, в живом уголке, выполнение работы в юннатских кружках, в саду, в огороде, уход за животными.
Тип «Человек-Техника» (Т) Наиболее характерными профессиями данного типа являются: шофёр, слесарь, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог. Интерес к данному предмету труда определяется следующими склонностями человека: интерес к технике, к новым механизмам, способностями по геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду, сенсомоторная координация и его отношение к таким видам учебной деятельности как: лабораторные, практические работы по физике, химии, электромеханике, работа в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.
Тип «Человек-Человек» (Ч) Наиболее характерными профессиями данного типа являются: учитель, продавец, официант, воспитатель, медсестра общего профиля, инженер по научной организации труда, ревизор на транспорте, журналист, следователь. Интерес к данному предмету труда определяется следующими склонностями человека: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские и коммуникативные качества, устойчивость и распределение внимания, тактичность, доброжелательность, справедливость, умение владеть собой и избирательным отношением к таким видам учебной деятельности как: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, поведения окружающих, выполнение работ на уроках обслуживающего труда, выполнение общественно-организаторской работы.
Тип «Человек-Знаковая система» (З) Наиболее характерными профессиями данного типа являются: бухгалтер-ревизор, наборщик, корректор, стенографистка-машинистка, программист-вычислитель, экономист, учёный теоретик, нормировщик, контролёр чертежей. Интерес к данному предмету труда определяется следующими склонностями школьника: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость и концентрация внимания, переключение внимания, кратковременная и долговременная память, склонность к обобщениям, способность к установлению закономерностей, малоподвижной работе (усидчивость), стремление к точности и тщательности в работе и его отношением к таки видам учебной деятельности как: выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, дневников, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений, перевод с одного языка на другой.
Тип «Человек-Художественный образ» (Х) Наиболее характерными профессиями данного типа являются: художник оформитель, композитор, живописец, музыкант-исполнитель, копировщик рисунков, маляр, театральный или литературный критик, антиквар. Интерес к данному предмету труда определяется следующими склонностями: потребность в самовыражении, наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, мышлении, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.д.), повышенная чувствительность при оценке произведений искусства и его отношением к таки видам учебной деятельности как: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в художественной самодеятельности.
Методики:
1. Изучение склонностей к различным видам человеческой деятельности по опроснику Е. И. Климова (1) 2. Изучение склонностей к различным видам человеческой деятельности по опроснику Е. И. Климова (2) 3. Ориентировочное определение предпочтительности типа будущей специальности на основе самооценки 5. Изучение направленности личности (методика В. Смекала-М. Кучера) 6. Методика изучения темперамента
|